Образ «злого» тренера или педагога широко растиражирован даже среди людей, не знакомых близко со спортом или балетом. Часто считается, что чем выше уровень требований к детям, тем «злее» должен быть тренер или педагог. Для некоторых родителей суровость тренера является элементом престижа и доказательством себе и окружающим высокого уровня профессиональной нагрузки.
Истоки сурового преподавания берут свое начало из советского спорта и балета, где результат ставился на первое место. Такая методика взаимодействия тренера с ребёнком оправдывала себя высокими достижениями, но в то же время в жертву часто приносились права человека, личностные границы, уважение, самоуважение и т.п. О полученных психологических травмах в то время никто не задумывался, многие, став взрослыми, напротив, считали подобный приобретенный опыт бесценным и гордились им. До сих пор можно встретить взрослых людей, которые вспоминают своих жёстких наставников с благодарностью.
На сегодняшний день ситуация в корне меняется. Наступает эпоха новой этики, где на первое место ставится сам человек, а не результат. Ветер перемен дует с Запада. Меняется законодательство, меняются моральные принципы взаимодействия в обществе, в том числе в сфере спорта и искусства. Тем не менее, перестроить свою манеру преподавания, изменить свои подходы многим по-советски «злым» тренерам и педагогам крайне сложно. Это приводит к увеличению количества конфликтов между педагогическим составом и родителями учеников, что в свою очередь является признаком того, что российское общество проходит этап изменения социологических норм в педагогике.
Все больше родителей выбирают для своих детей тренеров и педагогов с более мягким и адекватным педагогическим подходом. Отсутствие физического насилия, психологического давления является приоритетом в выборе методики преподавания.
Перед родителями встает вопрос: ухудшается ли результат при использовании более мягкого подхода в преподавании? Ответ — однозначно нет, хотя процесс достижения результата может быть более растянут во времени, чем при использовании жёстких методик. В то же время у мягкого подхода есть масса преимуществ: начиная с позитивной мотивации ребёнка к достижениям, заканчивая более глубокими и основанными на взаимоуважении отношениями наставника и ученика. Такое взаимодействие оказывает положительное влияние на становление личностных качеств взрослеющего ребенка, делает его психику крепче, чем «злой» подход к преподаванию.
Сегодня быть «злым» тренером и педагогом — моветон. Преподавателю как специалисту необходимо внимательно следить за последними тенденциями и открытиями в области социологии и психологии, а так же изменениями в законодательстве. Родителям при выборе тренера или педагога следует обратить внимание на новые исследования в области педагогики, результаты которых призывают тренеров смягчать подходы и выбирать менее жёсткие методики.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: «Злые» тренеры уходят в прошлое.
- Виды трудных жизненных ситуаций студенческой молодёжи
- Рай за колючей проволокой