Ниже — статья с полезными рекомендациями от практикующего психолога-педагога! Дочитай до конца! А в моем блоге еще больше полезной информации из сферы психологии, переходи и если понравиться — подписывайся!
Особенности сопровождения семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях инклюзии.
Семья оказывает огромную роль на целостное благополучное личностное развитие ребёнка с ЗПР. В семье должны быть построены положительные модели детско-родительских отношений, оказана грамотная психологи-педагогическая помоешь семье, ведь при таких условиях, ЗПР у детей может в значительной степени компенсироваться. Но при этом, некоторые семьи могут сталкиваться с трудностями в построении благоприятной внутрисемейной ситуации, могут не до конца понимать свою важность в воспитании детей с задержкой психического развития. Для исключения таких трудностей, с которыми может столкнуться семья, воспитывающая ребенка с ЗПР, должна быть осуществлена грамотная своевременная помощь и поддержка таким семьям.
Именно дети с ЗПР образуют самую многочисленную группу детей среди всех учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые обучаются в массовых школах.
Несмотря на более благоприятные перспективы развития у детей с ЗПР, по сравнению с другими категориями детей с ОВЗ, важно создавать для таких детей специальные условия обучения и воспитания, полагаясь на их особые образовательные потребности. Важно создавать не только специальные условия для обучения таких детей, но и необходимо работать комплексно с семьей, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития.
Для каждого ребенка с ЗПР необходимо создавать благоприятные условия для личностного развития, образования и воспитания. Учитывать индивидуальные потребности и способности. Такие оптимальные условия осуществляются в школах с инклюзивным образованием. Сейчас достаточное количество детей с ЗПР обучается именно в таких школах, так как специальных школ для детей с ЗПР уже не существует. Такие условия будут положительно влиять не только на развитие ребенка, но и на семью в целом.
Специальные условия, которые должны реализоваться в учебных учреждениях, для благополучного развития, воспитания и обучения ребенка с ЗПР:
- целостная коррекционно-развивающая система работы;
- содержание работы и методы работы в условиях школьного образования и развития должны быть направлены на преодоление или частичное устранение отклонений в развитие детей с ЗПР;
- тесное сотрудничество всех участников данного процесса, а именно: учителя, педагога-дефектолога, психолога, врачей, логопеда, социального работника, врачей и тд. И самое важное активное участие и сотрудничество с семьей ребенка, в особенности с родителями;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- наличие в учебном учреждение адаптированных программ обучения для детей с ЗПР;
- индивидуальный дифференцированный подход к обучению ребенка с задержкой психического развития, беря во внимание структуры нарушений, коммуникативные возможности ребенка, индивидуальные особенности и темп развития, способности к обучению;
- использование специализированых приемов и методов коррекционной работы;
- использование комбинированных методов и приемов обучения для возможности смены видов деятельности ребенка (использование наглядного материала, понятных для усвоения образцов, вспомогательные и опорные сигналы);
- индивидуальный темп обучения, в некоторых случаях возможна смена сроков обучения;
- объективная оценка усвоения материала и освоения обучающей программы;
- комфортный темп и режим нагрузок обучения и отдыха.
Все данные критерии будут способствовать усвоению и осуществлению специального коррекцинно-развивающего образования в условиях инклюзии, которые будут положительно влиять не только на само благополучное развитие ребенка с ЗПР, но и на детско-родительские отношения и на семью в целом.
Учебному учреждению, в котором обучаются дети с ЗПР, как структуре, важно обращать внимание не только на ребенка, но и на и семью в целом.
Благоприятное развитие ребенка с задержкой психического развитие лежит не только на коррекционной работе, но и во многом зависит от семьи. Важно учитывать эмоциональный климат в семье, учитывать семейную ситуацию, социальный статус семьи, родительско-детские отношения в таких семьях. Для этого необходимо целостное взаимодействие школьных сотрудников не только с ребенком с ЗПР, но и, как минимум, с родителями. При работе с ребенком с задержкой психического развития учебному учреждению важно организовать или хотя бы постараться осуществить целостное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР. Помимо образования и коррекции развития самого ребенка с ЗПР, необходимо проводить совместную работу с социальными работниками, школьными педагогами — психологами, учителями, так и с родителями. Важна подготовка кадров, способных работать с данной категорией детей и семей.
Обратите внимание: Формирование личности ребёнка. .
В ряде случаев педагоги образовательных учреждений понимают, что воспитание ребенка с ЗПР лежит на родителях, поэтому стараются помогать родителям в осуществление психолого-педагогического сопровождения, но при этом они могут не иметь достаточных знаний и подготовки для осуществления такой помощи семье. Поэтому для учебного учреждения, осуществляющего инклюзивное образования, где обучаются дети с ЗПР важно осуществлять специальную подготовку и повышение психолого-педагогической компетентности школьного состава специалистов.
Так как семья является важной структурой для благоприятного развития ребенка с ЗПР, учебная организация должна проводить работу не только со своими специалистами, но и с самими родителями. Для осуществления комплексного образования и развития ребенка с ЗПР немаловажным будет подготовка и работа с родителями по некоторым важным направлениям.
Необходимая работа, которую может осуществлять образовательное учреждение:
1. Консультативно-рекомендательная работа с родителями.
Которая будет включать в себя обследование специалистами, а затем повторные психолого-педагогические обследования. Стоит так же учитывать состояние родителей (растерянность, переживания, жалобы, поиск решения проблем и тд.), обращать внимание на то, как родитель строит свое взаимодействие с ребенком (помощь, поддержка, указания, безучастность и тд.). Совместное составление планов дальнейшей работы, эмоциональная поддержка самих родителей.
2. Лекционно-просветительская работа.
Включает в себя лекционные занятия для получения знаний по вопросам развития и воспитания ребенка с ЗПР. Важно проводить теоретические лекции об особенностях детей с задержкой психического развития. Посещая такие лекции, родители смогут приобрести не только знания, но и поддержку друг от друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, данные занятия придадут родителям спокойствие, будут снимать напряжение.
3. Индивидуальные занятия с родителями.
Важно использовать личностно-ориентированный подход, который направлен на выявление поддержку положительных качеств личности родителей. Данные качества будут влиять на успешность сотрудничества родителей со своим ребенком. Необходимо учитывать психологическое состояние родителей и психологический тип родителей. Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы:
- демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком;
- конспектирование родителями занятий, проводимых педагогом;
- выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
- чтение литературы, рекомендованной специалистом;
- реализация творческого подхода родителями в работе с ребёнком.
4. Групповые совместные занятия родителей и детей.
Целью таких занятий будет являться обучение родителей умению сотрудничать с другим ребёнком, сотрудничество и коммуникация детей друг с другом и самих взрослых между собой. Важно организовывать такие группы только тогда, когда проведена работа на индивидуальных занятиях с родителями и детьми.
Задумайтесь!
Основные направления работы с родителями:
- необходимо налаживать доверительный контакт между учебной организацией в целом, педагогическим составом школы и родителями;
- совместное составление планов комплексной работы, необходимо чтобы родители могли ознакомиться с образовательной программой по которой планируется обучение их ребенка, необходимо донести до родителей всю информацию о планируемом образование и развитии ребенка с ЗПР;
- важно формировать у родителей адекватное представление об эмоциональном климате внутри семьи, о родительско-детских отношениях и о семье в целом, формировать адекватное отношение к своему ребенку;
- необходимо доносить до родителей информацию о важности их участия не только в самом развитие их ребенка, но и огромную важность их участия в учебно-воспитательной работе учебного учреждения;
- проводить консультирующую работу с родителями;
- содействовать и помогать родителям в получение информации об особенностях развития ребенка с задержкой психического развития и дальнейших перспектив;
- оказание эмоциональной поддержки родителям, возможно, в индивидуальных случаях, оказание целостной психологической помощи родителям;
- давать установки на сотрудничество со школьными специалистами;
- соблюдение рекомендаций специалистов;
- совместный анализ результатов ребенка, составление следующих этапов работы.
Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь Вам была полезна моя статья. Подписывайся на канал!
Подписывайся на мой блог в Instagram! Ссылка ниже!
Подписывайся на мой блог, там много полезной информации из сферы психологии, переходи и если понравиться — подписывайся!
Далее планирую выложить статью «Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ЗПР».
#психология семьи #детский психолог #инклюзивное образование #инклюзия #психолог-педагог #зпр #детско-родительские отношения #задержка психического развития #рекомендации для родителей #рекомендации психолога
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Трудности в обучении ребенка с зпр? Возможно, специальные условия в школе организованы неверно!.
- Читать ли Достоевского? Опасные литературные шедевры
- В благотворительности работают совсем не святые люди