Имя Петра Ильича Чайковского тесно связано с русской музыкальной культурой – его «Щелкунчик» входит в число самых популярных и любимых балетов в мире, а «Танец феи сахарной сливы» поклонники узнают по первым нотам его произведения. Однако за талантом и огромным потенциалом композитора скрываются бесчисленные личные драмы, неуверенность и неуверенность в себе, сомнения и боль, которые можно найти в каждом творении автора.
Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Воткинске Вятской губернии (ныне Удмуртия), в семье подполковника и инженера Ильи Петровича Чайковского. Матерью Чайковского была Александра Андреевна Чайковская (урожденная Асиль). Родители композитора получили образование в Петербурге, но позже переехали на Урал, где Илья Петрович работал директором Камо-Воткинского металлургического завода. Вскоре супруги переехали в роскошное поместье с множеством слуг. В усадьбе регулярно устраивались званые обеды, среди приглашенных гостей были представители дворянства, иностранные инженеры и молодежь из столицы, проходившая стажировку.
Детство Петра Ильича, как и вся его последующая жизнь, было тесно связано с искусством и музыкой — отец играл на флейте, мать — на фортепиано и арфе. Кроме того, в доме Чайковского имелись рояль и механический орган. Когда композитор впервые исполнял арию из «Дон Жуана», по словам самого Петра Ильича, волшебные звуковые инструменты этого мюзикла произвели на него неизгладимое впечатление.
Впоследствии Илья Петрович и Александра Андреевна наняли для сына учителя музыки. Петр Ильич несколько лет обучался основам музыкального искусства у Марии Марковны Пальчиковой, а затем посещал занятия в школе-интернате Шмелинг в Санкт-Петербурге. В 1850 году будущий композитор поступил в Императорскую Юридическую Академию – закрытое учебное заведение, где учились только мальчики. В это же время в Алапаевск переехали его родители – разлука с ними далась Петру Ильичу нелегко, как и друг семьи Модест Вакар в Илье Петровиче и Александре. Во время отсутствия Ла Андреевны она стала его «опекуном.
Однажды, когда Петр Ильич вновь посетил дом Модеста Алексеовича, случилось огромное несчастье — выяснилось, что Чайковский заболел скарлатиной и заразил пятилетнего сына домовладыки. Мальчик скоропостижно скончался, и хотя родители не винили Петра Ильича в его смерти, он чрезвычайно болезненно пережил трагедию и винил во всем себя. Этот опыт оставил глубокий след в душе будущего композитора — он стал более нервным и замкнутым, стал больше скучать по родителям и стал менее близок к единственному человеку, который был ему близок в Петербурге, Модесту, контактирующему с семьей Алексеевича.
Однако Петра Ильича ждало еще большее потрясение — в 1854 году от холеры умерла его мать, что стало для него тяжелым ударом. После похорон Александры Андреевны Илья Петрович с двумя маленькими детьми переехал жить к брату, а Петр Ильич вернулся в петербургскую школу. Там он подружился с поэтом Алексеем Апухтиным, отношения с которым остались близкими на протяжении всей его жизни. Кроме того, он начал активно узнавать о самых известных русских и зарубежных композиторах, произведения которых оказали на него огромное влияние. Поэтому Петр Ильич регулярно посещал концерты вместе со своим учителем музыки Рудольфом Квентингером – за это время он познакомился с Глинкой, Шубертом, Шуманом, Мейербером, творчеством Дальгомерца Кея и был очарован их творчеством.
Окончив университет, Чайковский поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где учился у Антона Рубинштейна и Николая Зарембы, где начал активно сочинять собственные произведения, в том числе квартеты, фортепианные произведения и симфонические произведения. В 1870 году Петр Ильич с отличием окончил учебное заведение и стал профессором Московской консерватории, где работал также музыкальным критиком (композитор писал для изданий «Современная хроника» и «Русские вести»).
Именно в Москве Петр Ильич начал активный период сочинения своих основных произведений – там он сочинил Первую симфонию «Зимние сны», а также оперы «Вода» и «Ундина» (два произведения оба были уничтожены автором) после Московской войны) состоялась премьера, но была возрождена после его смерти). Несмотря на неуверенность и сомнения, Петр Ильич принял тогда окончательное решение связать свою дальнейшую судьбу с композицией и начал сочинять — сочинив в последующие годы Вторую и Третью симфонии, множество квартетов, балетов, камерных музыкальных произведений, опер (в том числе «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта»). Работы автора были высоко оценены – вскоре он получил поддержку влиятельных меценатов в Москве и Петербурге (самой известной из которых была Надежда фон Мекк) и начал получать пенсию от императора Александра III Цзинь, что позволило ему посвятить себя всей душой отнесся к искусству, а также стал всемирно известным за рубежом. Композитор много концертировал в разных городах России, часто гастролировал по Европе и пробовал себя в качестве дирижера в мировых турне.
Публика отметила его новаторский подход к музыке – по свидетельству современников, каждый его концерт вызывал у слушателей невероятную гамму эмоций, едва не переполнявших весь зал. В своих сочинениях он мог передать все лирические эмоции человечества, как радость, так и трагедию, при этом композитор был чрезвычайно чувствителен к своим сочинениям — возможно, именно поэтому ему удавалось так умело передавать эмоции публике.
Обратите внимание: Как дать отпор хаму, от которого зависит решение важной для вас проблемы?.
«Во время дирижирования оперой, не только своей, но и других писателей, он чрезмерно волновался. Малейшая ошибка на сцене или в оркестре причиняла ему боль. В этих случаях лицо Чайко Чайковского становилось то бледным, то покрывалось красными пятнами, палочка в его руке дрожала, глаза блуждали, и он часто прибегал к стакану воды», — писал И. В. Липаев в статье о Чайковском.
В 1877 году Чайковский женился на Антонине Милюковой, студентке музыкальной консерватории, которая была на восемь лет моложе композитора, но брак не был счастливым и продолжительным (причем родственники и друзья композитора сразу же назвали его «неприятным равноправием»). Их отношения начались, когда Антонина написала признание в любви своему будущему мужу, на что Петр Ильич ответил, но изначально не собирался встречаться с этой настойчивой девушкой. Вскоре композитор передумал и вскоре приехал в гости к Милюковой – хотя он и не был влюблен в Антонину, пара вскоре поженилась (девушка сама сделала предложение). Некоторые биографы утверждают, что Чайковский надеялся, что глубоко любившая его Антонина станет его верным другом и сторонницей, но этого не произошло.
Жизнь с женой стала невыносимой — Петр Ильич записал в дневнике, что принял импульсивное решение жениться, что со временем стало причиной его депрессии и творческого кризиса — как оказалось, Милюкова не готова принять реальность притворства замужества, она своими чувствами задушила мужа. Через некоторое время композитор полностью осознал серьезность своей ошибки и даже предпринял попытку самоубийства, после чего сбежал из Москвы в Санкт-Петербург. В последующие годы Чайковский безуспешно пытался развестись с Антониной, но она категорически отказалась официально развестись — до конца жизни Петр Ильич оставался законным супругом Милюковой, но больше никогда ее не видел.
По данным биографов, Антонина Ивановна присутствовала на похоронах Чайковского и возложила к его могиле венок с надписью «От обожаемой жены». Позже у нее уже были психические проблемы, ее отправили в психиатрическую больницу, где она умерла в 1917 году.
В 1885 году Петр Ильич стал директором Российского императорского музыкального общества, а в последующие годы создал множество произведений, наиболее известными из которых являются балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик» и симфония «Манфри «Добродетель». Его племянник Юрий Давыдов так описывал публику на своих концертах:
«Трудно передать состояние зрителей. Взволнованные лица молодых людей, слезы на глазах, усталые руки и хриплые голоса на фоне аплодисментов»
В то же время, несмотря на свой успех и признание, Петр Ильич всю жизнь оставался нервным и даже невротичным человеком, избегавшим общества, постоянно сомневавшимся в своих талантах и способностях, страдавшим множественными комплексами — он часто переезжал в надежде найти себе место. Лучшее место для жизни, он ищет тепла человеческого общения, но в то же время боится его, видя мир через призму собственного воображения и поэтому для многих кажется чуждым и отстраненным.
Кстати, говоря о личной жизни этого выдающегося композитора, стоит отметить, что судить о ней объективно сложно — невозможно, поскольку у исследователей нет необходимых материалов для подтверждения той или иной теории (личные дневники, записи).) Будьте уверены в том, что говорите. Некоторые биографы склонны считать, что Чайковский был геем, другие убеждены, что Петр Ильич был по-настоящему влюблен только в одну женщину — оперную певицу Дезире Арто, с которой он познакомился в Москве, когда ему было 28 лет (Между композиторами сложилась тесная связь). Позже Чайковский даже написал отцу и брату о своем намерении жениться на Дезире, но семьи влюбленных выступили против брака; вскоре Аалто начал гастролировать, а через месяц женился, но Петр Ильич сохранил дух. Он оставался близким со своей бывшей возлюбленной на всю оставшуюся жизнь – Дезире, конечно, оставалась его музой). Третьи полагают, что композитор был настолько увлечен своим творчеством, что в его душе не было места любви. Однако подробности личной жизни столь выдающегося писателя, возможно, не столь важны.
В 1891 году Петр Ильич гастролировал по США — современники отмечали, что композитору импонировало внимание местной публики к его творчеству, но что в это время он страдал некой «старичьей расхлябанностью», как он сам это называет, и усталость. Вернувшись в 1893 году в Петербург, Чайковский планировал продолжить сочинение новых произведений, но у судьбы были другие планы. 1 ноября Петр Ильич зашел в ресторан на Невском проспекте и, несмотря на эпидемию холеры, получил кипяченую воду. На следующий день врачи диагностировали у композитора холеру — состояние настолько серьезное, что через несколько дней он скончался в квартире своего брата Модеста на Малой Московской улице. Петр Ильич был похоронен в Александро-Невской лавре, а все расходы на похороны оплатил лично император Александр III.
При этом не все верят официальной версии смерти композитора — существует теория, что Петр Ильич умер не от холеры, а покончил жизнь самоубийством, опасаясь преследований и репрессий со стороны государства (среди ее сторонников есть не только простой человек и поклонник творчества Чайковского, а также некоторые его близкие соратники, в том числе композитор Николай Римский-Корсаков). Однако большинство историков по-прежнему склонны считать, что утверждения о тайном самоубийстве композитора были всего лишь слухами, созданными людьми с недобрыми намерениями после смерти композитора.
Сегодня наследие этого выдающегося русского композитора почитается не только на его родине, но и во всем мире – его произведения продолжают жить в умах и сердцах людей, вдохновляя художников на новые свершения и появляясь в бесчисленных культурах, производят неизгладимое впечатление в руинах, музеи, памятники и памятники. Выставка дает людям возможность узнать больше о жизни, переживаниях и, конечно же, музыке этого великого писателя.
Фото: Гетти Изображения
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Рассказываем непростую историю выдающегося композитора, за талантом которого скрывалось немало личных драм..
- Далеко не всегда молодость — залог активной сексуальной жизни.