На камерной сцене Национального академического театра имени Янки Купалы прошла арт-беседа, организованная общественным объединением «Гендерные перспективы».
Одним из ведущих вечера стал режиссер, актер Купаловского театра Роман Подоляко
— В прошлом году мы провели исследование, в процессе которого опросили более 1300 человек, — рассказала Ирина Альховка, председательница правления международного общественного объединения «Гендерные перспективы», член Национального совета по гендерной политике при Совете министров Беларуси. — Оказалось, что около 27% женщин и примерно 29% мужчин сталкивались с необоснованными требованиями к своему внешнему виду.
Ирина Альховка, председательница правления международного общественного объединения «Гендерные перспективы»
Какие же это требования?
Для мужчин это, в первую очередь, требование носить костюм в любую погоду. На втором месте — коротко постричься. Далее шел запрет на ношение усов и бороды. Что удивительно: получается, традиционно маскулинные атрибуты работодателям не по нраву.
Женщины считают необоснованной обязанность носить платья и юбки независимо от работы, которую предстоит выполнять. На втором месте в списке неприятных требований запрет на татуировки, а на третьем — запрет на ношение пирсинга.
Как поступают люди, столкнувшиеся с дискриминацией из-за внешнего вида? 62% смиряются с ситуацией, 20% хотят что-то сделать, но не делают, 18% начинают отстаивать свои права.
Гости мероприятия увидели арт-перфоманс на основе реальных историй дискриминации, произошедших в Беларуси.
Арт-перфоманс
«Без декольте на работу не приходите!»
Марина много лет работала на радиостанции. Карьера шла в гору: девушка начинала техническим специалистом, но со временем доросла до ведущей авторской программы. Ее работа не раз была отмечена наградами на конкурсах.
Все изменилось в тот день, когда радиокомпанию возглавил новый директор. На первой же планерке он заявил: «У меня все должны одеваться сексуально и красиво. Юбка должна быть выше колена, все остальное — балахоны, носите их дома. Без декольте на работу не приходите!»
Практически сразу начались и сексуальные домогательства: многим сотрудницам новый начальник предлагал заняться сексом, объясняя это «Иначе мы не сработаемся!»
Женщины писали жалобы вышестоящему начальству, но то почему-то закрывало глаза на неподобающее поведение ставленника.
В итоге Марине пришлось уволиться.
Арт-перфоманс
«Так ходят бомжи!»
Евгений пришел устраиваться на работу в страховую компанию. Отличное резюме, хороший стаж работы, но это потенциального работодателя не волновало.
Сразу же речь зашла о том, что молодой человек придерживается «неправильного» стиля: укороченные широкие джинсы, мягкий длинный кардиган, кеды. А в добавок ко всему еще и борода!
«Так ходят бомжи!» — категорично заявили ему на собеседовании. Бесполезно было объяснять, что вещи очень недешевые, а над бородой каждую неделю работает мастер в барбершопе.
— Немного дико, что зацикленность на определенной одежде мешает рассмотреть мои профессиональные качества. В конце концов, мой облик — это всего лишь дополнение к тому, что я умею как специалист.
Арт-перфоманс
«Татуировка опасна для детей!»
Почти год Лилия отработала воспитательницей в детском садике. О такой работе она мечтала с детства — ей всегда хотелось работать с детьми.
Все это время девушкой были довольны и руководство, и родители. А малыши просто души не чаяли в воспитательнице. Так продолжалось до тех пор, пока заведующая детского садика вдруг не заметила татуировку на шее девушки — цветок лилии, который она набила в 18 лет.
Заведующая была в шоке: «О таких вещах надо сообщать было при приеме на работу! Почему я лишь сейчас узнаю о подобном безобразии!» Дама потребовала, «немедленно убрать это недоразумение» — свести тату.
Лилия попыталась возразить: тату никак не мешает ей выполнять свои рабочие обязанности, да и детям расти и развиваться картинка никак не препятствует.
«Причем тут дети вообще?! — возмутилась заведующая. — Татуированная воспитательница не соответствует этике дошкольного заведения!»
«А если бы я носила на груди цветастый платок или брошь — это бы тоже не соответствовало этике дошкольного заведения? — уточнила Лилия. — Я же не пьяница, не наркоманка, не преступница. В чем опасность цветка лилии для детей?»
Само собой, закончилась история тем, что Лилии пришлось искать новое место работы.
Арт-перфоманс
«Зимой и летом одним цветом»
Корпоративная форма сотрудников одного из банков была одинаковой для любого времени года. Мужчинам было запрещено работать без пиджака даже в жару, для женщин считалась запретной любая открытая обувь.
Конечно, сотрудникам приходилось включать в отделении кондиционер, иначе они бы просто сомлели за рабочий день от жары. Клиенты были постоянно недовольны — они ведь приходили в легкой одежде в «холодильник».
Кроме всего прочего, начальство обязало сотрудников покупать форму корпоративных цветов за свой счет.
Места, чтобы переодеться из обычной одежды в униформу не было, потому людям приходилось ездить на работу по городу в жарких и не очень удобных нарядах.
Арт-перфоманс
После арт-перфоманса состоялась дискуссия.
Амина Идигова, специалист по управлению персоналом.
Амина Идигова
— Я вижу лишь три причины для того, чтобы человек носил определенную одежду на работе.
Первая — когда от того, что на тебе надето, зависит здоровье и даже жизнь. Конечно, если ты химик, вирусолог, космонавт без спецодежды не обойтись.
Вторая — если надо соблюдать требования гигиены и защитить продукцию от воздействия человека. Это актуально для тех, кто, например, работает с едой.
Третья — если ты работаешь в помогающей профессии. Врачам, милиционерам, сотрудникам МЧС необходимо выглядеть так, чтобы люди сразу понимали, кто перед ними. Спецодежда обеспечивает приоритетный доступ к какой-то ситуации.
В остальных случаях — а их, примерно, 80%, требования к внешнему виду работников связаны с маркетингом.
Когда только-только начали возникать корпорации, у простого народа появилась возможность выбиться в люди. Тогда деловой костюм или униформа была показателем статуса — «Я занимаюсь «благородным» делом».
Если ты, как Михаил Ломоносов, пришел за обозом в большой город и чудом устроился в компанию, ты будешь носить любой фирменный наряд с удовольствием. Люди на ценностном уровне были очень лояльны к компаниям, которые брали их на работу. Внутренняя удовлетворенность заставляла манифестировать свою гордость, свою сопричастность к компании.
Сейчас ситуация полностью изменилась. Для людей важно получать самореализацию, личностный рост, развиваться. При этом возможность самовыражения, в том числе, и через одежду, прическу, тату, тоже стоит не на последнем месте.
Работники выбирают в компании, которые соответствуют их ценностям.
Но наши работодатели пытаются с помощью дресс-кода сделать сотрудников более лояльными к своему бренду.
А это так не работает: сперва у человека должна возникнуть сопричастность к компании на ценностном уровне, и только потом он захочет демонстрировать своим видом: «Я часть компании».
Если твоя компания «Гугл» — тебе не надо заставлять сотрудников носить одежду с логотипом. Более того — люди будут даже сами покупать у тебя какие-то брендированные вещи. Потому, что быть частью «Гугла» — это мегакруто.
Но если ты просто заставляешь продавцов в магазине надеть одинаковые маечки и ждешь, что они сразу же начнут гордиться своей работой, это глупо. Надо сперва создавать культуру высокой вовлеченности сотрудников, а после они сами захотят носить твою одежду.
Юлия Дорофеева, психолог, телесно-ориентированный терапевт.
Юлия Дорофеева
— У меня в практике был случай, когда человек, долгое время ходивший на работу в костюме, приобрел проблемы с дыхательными путями. Это было связано с тем, что рабочий день он проводил в не очень удобной одежде, из-за чего происходило зажатие диафрагмы.
Из-за неудобной рабочей одежды может начаться гастрит. Мы всегда грешим на неправильное питание, но дело не только в нем. Если человек ходит на работу в наряде, который сковывает его движения, возникают проблемы с позвоночником — деформируются позвонки в той зоне, откуда отходят нервные корешки, управляющие желудком.
Гипертония, артроз тоже могут быть следствием неудачно выбранного дресс-кода.
Катя Тикота, модельер, дизайнер своего бренда одежды.
Катя Тикота
— Я сама долгое время работала в системе, где требовали одеваться «черный низ, белый верх». Не скажу, что это было приятно. Дресс-код делает нас слишком одинаковыми.
Верю в психосоматику. Не раз сталкивалась: если человек долго делает то, что ему не нравится, у него начинаются проблемы со здоровьем.
Дизайнер Катя Тикота считает, что дресс-код делает нас одинаковыми
Мои клиенты порой покупают маечку с «хулиганской» надписью, чтобы носить ее на работе под пиджаком: «Чтобы чувствовать, что я настоящий». Люди хотят быть самими собой, несмотря на дресс-код.
Лилия Волина, юристка, соосновательница общественной организации «Ее права».
Лилия Волина
— В трудовом кодексе законодательно закреплена лишь специальная одежда, средства индивидуальной защиты, санитарная одежда.
Все остальные требования работодателя относительно внешнего вида сотрудника вне зоны действия законодательства.
Когда наниматель вводит требование дресс-кода, это носит рекомендательный характер. Иногда требование просто озвучивается на планерке: «Вот с завтрашнего дня работники должны выглядеть так-то». Но бывает, что требования прописываются в локальных нормативно-правовых актах.
Я бы рекомендовала нанимателям в этом случае делать формулировки широкими и гибкими, позволяющими сотрудникам не чувствовать себя в притесненном положении. Работодатель должен думать и о том, насколько комфортно будет персоналу. На 12-сантиметровых шпильках продавцам-консультантам явно будет неудобно работать целый день.
В таких ситуациях работницы могут аргументировать свой отказ следовать дресс-коду тем, что работодатель обязан создать условия работы, которые не будут негативно влиять на жизнь и здоровье сотрудников.
В истории с банком можно найти сразу несколько нарушений. Во-первых, наниматель не имел права заставлять сотрудников покупать одежду за свой счет: заработная плата — вознаграждение за труд, и никто не в праве решать, на что именно ее должен потратить человек.
Во-вторых, у людей не было места для того, чтобы переодеться, и они должны были ездить по городу в одежде, соответствующей рабочему дресс-коду. А это уже вмешательство в личную жизнь человека. Получается, наниматель влияет и на то, как работник одевается во внерабочее время.
В-третьих, то, что в костюмах и закрытой обуви надо работать летом, тоже неправильно — человек одет не по погоде, а это может негативно влиять на его здоровье.
Что еще важно знать, наказывать за несоблюдение дресс-кода работодатель не может. За то, что не связанно с трудовыми обязанностями, выносить дисциплинарные взыскания он не имеет права. Лишать премии за это тоже незаконно. Премия — часть зарплаты. А зарплату платят конкретно за труд, а не за ношение определенной одежды.
Выступающие мероприятия
В Беларуси мне не известно случаев, что бы из-за дресс-кода дело доходило до суда. Наверное, это связано с тем, что у нас контрактная система: люди боятся отстаивать свои права, потому что потом начальство может не продлить контракт.
Если ко мне обращаются за советом, стоит ли обострять отношения с нанимателем, я всегда советую сперва взвесить все «за» и «против». Важно учесть то, насколько человека поддерживает коллектив — если каким-то правилом недовольны всем, то будет проще вести переговоры с нанимателем.
Фото автора
VELVET: Юлия Василюк
- Как приготовить настоящее мороженое пломбир?
- 5 диет, которые будут популярными в 2019 году