Connect with us

Hi, what are you looking for?

Здоровье и красота

Гений в юбке и ее эпоха. Выставка, посвященная н.п. Ламановой

Гений в юбке и ее эпоха. Выставка, посвященная н.п. Ламановой

Выставки, посвященные истории костюма, а, тем более, персонально дизайнерам костюма, у нас случаются гораздо реже, чем хотелось бы. Творческое наследие Надежды Петровны Ламановой, безусловно, более чем заслуживает персональной выставки!

Но почему же с самого начала что-то с этой выставкой пошло у меня не так?

Гений в юбке и ее эпоха. Выставка, посвященная н.п. Ламановой

Прежде всего, само название выставки кажется мне странным и мизогинным. В третьем десятилетии XXI века то обстоятельство, что гений — женщина, кому-то кажется действительно настолько невероятным, что заслуживает быть вынесенным в название, как самое примечательное, рили?.. Воля ваша, но что-то в этом есть от отношения «пришли на собачку говорящую посмотреть».

Просто представьте, чтобы так называлась выставка, посвященная, например, Коко Шанель, и вам сразу станет очевидна неуместность и нелепость. При чем тут вообще юбка???

Но я идеально добрый зритель. Я всегда сначала думаю, что это я чего-то не поняла, не уловила, наверняка, у того, что кажется мне нелепым, есть причина и объяснение, нужно просто приложить усилие, чтобы понять это, разглядеть…

И я иду, полная искренней готовности разглядеть и понять, в выставочный зал в павильоне «Рабочий и колхозница». Площадка, где проходила эта выставка, один из немногих безошибочно точных, идеальных попаданий — Надежда Ламанова была дружна с автором памятника Верой Мухиной, на выставке представлено даже платье, сшитое Ламановой для нее.

Листайте галерею, чтобы посмотреть вход на выставку при дневном освещении.

Хотя в наш цифровой век практически все можно найти в интернете, впечатление, энергетика, да простится мне это слово, от непосредственной встречи с вещами не идет ни в какое сравнение с просмотром картинок.

Именно за ней я и шла на выставку, заявленную как выставка Ламановой! Но вещи, которые я, конечно, тоже с почтением и вниманием рассмотрела, не имели к ней прямого отношения.

Листайте галерею, чтобы прочесть выставочную этикетку к этой ротонде.

Вот что означало «и ее эпоха» в названии выставки! Ну, что ж. Будем смотреть на эпоху.

Листайте галерею, чтобы прочесть выставочную этикетку к этому платью.

Некоторые вещи, вроде этих народных костюмов, и к эпохе отношение имеют достаточно косвенное… ну, в том смысле, что в эпоху модерна, в которую — в том числе — работала Ламанова, этническая тема была востребована и популярна…

Ну, что ж. В конце концов, посмотреть на подлинный народный костюм всегда приятно!

Вот это, действительно, очень красивое платье — одна из немногих вещей, как будто бы, имеющих к Ламановой непосредственное отношение.

Листайте галерею, чтобы посмотреть детали платья крупнее и прочесть выставочную этикетку.

По семейным легендам их владельцев. И это тот случай, когда очень хочется верить легендам. Ну, будем верить!

Листайте галерею, чтобы прочесть выставочную этикетку к этому платью.

На этом подиуме собраны театральные костюмы, выполненные, как гласят этикетки, «в мастерских МХАТ при участии Н.П. Ламановой». Собственно, «при участии» и «по легендам» — это наибольшая степень приближения экспонатов выставки к Ламановой.

С вниманием к каждому стежку и почтением к каждой детали всматриваюсь в платья…

Обратите внимание: Всем осторожно,как потеряешь деньги с supermentor яип Железняк Евгений Владимирович или скупой платит дважды!!!!.

и огорчаюсь неимоверно.

Вот фото платья к спектаклю «Анна Каренина», которое хочется назвать прижизненным. Это — 1937 год, то есть, платью нет и ста лет.

А вот таким мы видим это платье сейчас. Бросаются в глаза и его утраты, и поздние вставки. Отсутствие большого фрагмента кружева спереди производит удручающее впечатление, поскольку обнажает то, что для демонстрации предназначено не было, нижнюю юбку, которая и выглядит как нижняя юбка, как исподнее.

Но не меньшее, если не большее недоумение вызывают и позднейшие вставки, например, каплевидный фрагмент светлого кружева в районе талии…

или черная кружевная лента по низу драпировки, вообще совершенно необъяснимая.

Вообще состояние вещи в целом вызывает серьезные опасения, что это буквально ее последний выход — есть ощущение, что, если от натягивания на манекен платье понесло серьезные потери, то стягивания с манекена оно может просто не пережить.

Красиво сформированные розы оригинального платья уступили место каким-то жеваным кусочкам ткани. А вес количества пыли, заполняющей собой весь материал платья, просто физически ощущается.

Определение «пыльный розовый», вообще-то обозначающее лишь цвет, в этом случае становится удручающе буквальным.

Листайте галерею, чтобы рассмотреть детали.

Разумеется, текстильные объекты по определению вещи очень хрупкие, легко подверженные всем разрушительным воздействиям времени! Это нормально, что они доходят до нас с утратами, иногда очень существенными!

Но в огромном количестве музеев мира мы можем видеть текстильные вещи, которым не то что больше ста, а больше и тысячи, да и нескольких тысяч лет. Глядя на которые, со всеми их утратами, реставрациями, поновлениями, реконструкцией утраченного и консервацией ветхого, испытываешь радость, что теперь, в музейной витрине, они в безопасности и наилучших условиях.

А не неловкость, печаль и тревогу, что хрупкий и беззащитный объект подвергается обращению, которое дни его определенно не продлит. К тому же, исказит его изначальный облик!

Листайте галерею, чтобы прочесть выставочную этикетку к этому платью

Если вам кажется, что с силуэтом бежевого платья сзади что-то нет так, то вам не кажется!

Действие «Анны Карениной» происходит в 1870-е годы, когда в женской одежде господствовал силуэт, определявшийся турнюром. Разумеется, все костюмы к спектаклю воспроизводят именно этот силуэт. Но он не может обеспечиваться только за счет кроя верхнего слоя ткани! Этот силуэт образуется только благодаря опоре на довольно сложную внутреннюю конструкцию, различные рюши, сборки, подкладки и тп.

Разумеется, в отсутствие этой опоры все, что мы увидим, это странно плоская попа, как вот на бежевом платье выше. Или какая-то уныло обвисшая ткань непонятного назначения, как на другом платье из этого же спектакля.

Если присмотреться, здесь даже можно увидеть подкрой, рассчитанный именно на внутренний турнюр, в данном случае просто отсутствующий! Разумеется, внутренняя часть костюма могла не сохраниться. Но обеспечить его силуэт любыми подручными средствами не составляет никакого труда, все, что для этого нужно — немного профессионализма, немного уважения к вещи и, простите, хотя бы синтепоновая подушка из Икеи.

На выставке вообще немало вещей, что называется, «с трудной судьбой».

И проблема не в том, что в таком состоянии они до нас дошли! Как я уже сказала, текстиль — штука нежная, а жизнь бывает к нему безжалостна.

Проблема в том, что они именно в таком состоянии и экспонируются, рассыпаясь и осыпаясь на глазах, без всяких следов если не полноценной музейной реставрации или консервации, то, хотя бы каких-то непрофессиональных, но дружеских попыток их хоть как-то укрепить, защитить от дальнейшего разрушения.

Среди множества представленных современных реконструкций моделей Ламановой, дошедших до нас в фотографиях и журнальных иллюстрациях, есть очень убедительные, выполненные с большим вкусом, мастерством и уважением к первоисточнику.

Листайте галерею, чтобы посмотреть больше фото реконструкций

К сожалению, на втором этаже экспозиции, где были представлены эти красивые реконструкции, было настолько скудное освещение, что детали некоторых вещей мне трудно было рассмотреть даже живьем, не говоря уж о том, чтобы показать их вам.

Что очень обидно, потому что они, определенно, заслуживают внимания, как, например, этот великолепный декор из тесьмы.

Эта прекрасная в своей лаконичности вышивка шелком деграде.

Или конструкция этого платья из цельного куска ткани, так и оставшаяся для меня тайной.

Листайте галерею, чтобы рассмотреть верхнюю часть платья крупнее

Не могу не отметить, что в качестве реконструкций были продемонстрированы не только эти, действительно прекрасные и высокопрофессиональные вещи. Но и некие, мягко говоря, странные, чтоб не сказать кринжовые объекты.

Даже не знаю, что вызывает большую неловкость и дискомфорт — когда пытаешься представить, как плохо должно чувствовать себя вот это платье на контрасте с окружающими его вещами…

Листайте галерею, чтобы рассмотреть детали

Или что подумала бы сама Ламанова, увидев, что вот это, вызывающее в памяти термин «очумелые ручки», выставляется под, так или иначе, ее именем.

Хотя впечатление, оставшееся у меня от этой выставки, вы, вероятно, уловили, если дочитали мой пост до конца и посмотрели картинки, заканчивать на такой печальной ноте мне не хочется.

Сожалею, но мне так и не удалось найти объяснения ни мизогинному названию выставки, ни печальному состоянию вещей и способу их экспонирования. Пожалуй, уместным мне в итоге кажется только слово эпоха — в том смысле, что о нашей эпохе эта выставка говорит едва ли не больше, чем об эпохе Ламановой.

А в качестве хорошего финала я, пожалуй, покажу вам портрет Ламановой кисти Серова.

Подписывайтесь на мой канал, здесь будет много интересного о вязании, моде, истории костюма, стилях, эпохах и технологиях.

За лайки, комментарии и репосты тоже большое спасибо, они мне очень помогают развивать канал!

#онлайн-школа дао вязания #стиль #рукоделие #одежда #мода и красота

Еще по теме здесь: Красота и здоровье.

Источник: Гений в юбке и ее эпоха. Выставка, посвященная н.п. Ламановой.