Все психологические травмы родом из детства? Нет! Любой человек в детском или взрослом возрасте может получить травму, столкнувшись с ситуацией, угрожающей жизни и здоровью. Но может и не получить. Подробнее об этом в статье.
Не все психологические травмы родом из детства.
Психотравма — особое состояние психики, вызванное сильным стрессом.Любой человек в детском или взрослом возрасте может получить травму, столкнувшись с ситуацией, угрожающей жизни и здоровью. Но может и не получить. Все зависит от множества факторов или их совокупности : от личных особенностей, прошлого опыта, скорости оказания помощи и т.п.
Так, мы подходим к важнейшему выводу:
Травма — это не само событие, а его последствия, так называемый травматический след.
Но пока вернёмся к первоисточнику, т.е. стрессовой ситуации, из-за которой развивается психологическая травма. Далее будет понятна принципиальная разница психотравм детей и взрослых.
Причины психологических травм во взрослом возрасте
Ещё раз: в психологии травма — это ситуация напрямую угрожающая жизни и здоровью. Те если вы потеряли работу — это стресс , это грустное событие, но не травма.Травмой для взрослого будет ситуация нападения, теракта, аварии , природного катаклизма , изнасилования, избиения: что то такое, что либо напрямую угрожает жизни, либо нарушает целостность тела.
Причины психологических травм у детей
Дети отличаются тем, что они очень зависимые существа, не могут сами себя защитить, обеспечить свою безопасность. Для этих задач нужен свой взрослый. И тут в игру вступает программа привязанности.Она предполагает, что взрослый будет обеспечивать защиту, беспокоиться, если с ребёнком что — то не так и , наооборот, чувствовать счастье, когда доволен ребёнок.
Малыш, в свою очередь, реализует программу следования: он хочет все время быть в контакте со своим взрослым, знать, где он, что делает.
Обратите внимание: Разногласия родителей и их детей… .
Если ребёнок чувствует тревогу или страх, взрослый должен быть поблизости. Так эволюционно обусловлено природой, потому что человеческие детёныши рождаются незрелыми. Пройдут годы до момента, пока ребёнок сможет сам себя защитить , убежать.
Если по каким то причинам свой взрослый исчезает или даёт понять , что он не собирается выполнять свои функции, то ребёнок испытывает панику привязанности. И вот она имеет травматичный след, даже если нет прямой угрозы жизни и здоровью.
Для наглядности разберём два неочевидных примера:
- Семья столкнулась с военными действиями и вынуждена жить в военном лагере для беженцев: для взрослого это травмирующая ситуация ( не знает как жить, где жить, что есть, как поднимать детей). Ребёнок при этом может быть абсолютно беззаботен и счастлив — мой взрослый со мной, я под защитой, пойду играть.
- Воспаление лёгких и надо лечь в больницу одному. Понятно, что для взрослого это может и стресс, но не проблема. Ребёнок же, наоборот, оставшись без своего возросшего испытывает ужас: ему надо прижаться своему взрослому, унять тревогу. А не к кому. Вокруг какие то недружелюбные тетки с капельницами и шприцами. И ребёнок ждёт, что его мама или папа придут и утешат, разделят с ним трудности, обнимут, успокоят. И от уколов будет также больно, но уже не так страшно. Но если ребёнок один, особенно длительно. Если он кричит, зовёт и ждёт, а никто не приходит, тогда этот эпизод может иметь травматический след.
Кроме того, для детей актуальны социальные травмы: буллинг и отвержение сверстников и учителей.
Другие неочевидные инструменты травматизации ребёнка, которые так часто используют родители читайте здесь
Подробнее родительские воздействия рассмотрим их в следующих статьях
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Психологические травмы детей и взрослых.
- Начинать все сначала, когда немного за тридцать….. даже приятно 🙂
- Фигура отца