Connect with us

Hi, what are you looking for?

Здоровье и красота

Нейросексизм: почему нельзя верить в «мужской» и «женский» мозг: развенчиваем 9 мифов

Нейросексизм: почему нельзя верить в «мужской» и «женский» мозг: развенчиваем 9 мифов

Журналистка Vanilla.su сходила на лекцию журналиста и популяризатора науки Алексея Тимошенко, организованную Европейским колледжем Liberal Arts в Беларуси.

Алексей

Миф № 1: «Природой заложено, что девочки больше любят розовое, а мальчики — голубое»

— Мне попадалась «гениальная» теория: любовь женщин к розовому сформировалась еще в Каменном веке, потому что тогда они занимались собирательством: спелые фрукты, ягодки, корешки, красного, розового, персикового цветов. А мужчины в те времена занимались охотой, потому полюбили голубой — цвет ясного неба. В чем же подвох?

У вас не возникает вопрос: как это происходит у людей с дальтонизмом?

Посмотрите на фото: вот плоды кассавы — съедобные коренья, которые употребляют в пищу в Африке, на прародине человечества. Они коричневые и закопаны в землю сантиметров на 10.

Корни далеко не розового цвета

А вот женщина с ребенком на спине, которая добывает еду в заливе Коронейшен: кругом снег и лед. 90% рациона инуитов и по сей день составляют мясо и рыба. И где же женщинам в таких условиях любоваться розовыми ягодками?

«И где же женщинам в таких условиях любоваться розовыми ягодками?»

Вернемся к охотникам. Получается, увидев такое пасмурное небо как сегодня, они махали рукой: «Ай, посидим пару дней без еды. А если погода не улучшится, то и неделю. Как охотиться в такую серость?»

Феномен розового и голубого действительно существует, но он обусловлен культурно.

Одежду какого цвета раньше носили дети? До конца XIX века вся детская одежда была серой — это естественный цвет натуральной ткани. Красители стоили безумно дорого.

Из-за того, что не было одноразовых подгузников, все дети до определенного возраста носили платья. Взрослым было удобно, чтобы ребенок мог без помощи взрослых сам сходить в туалет.

Когда начала развиваться промышленность, появилось много отходов каменноугольной смолы. Люди стали думать, куда ее девать, — химики синтезировали из нее очень дешевые красители.

Именно тогда и стали рассуждать, какой цвет больше подходит мальчикам, а какой девочкам. В американской прессе тогда писали, что мужчинам подходит одежда цвета бога войны Марса — красная. А маленьким мальчикам, соответственно, розовая. Женщинам же идет цвет богини любви Венеры — синий. А девочкам — голубой.

Но в конечном итоге все поменялось.

«В американской прессе тогда писали, что мужчинам подходит одежда цвета бога войны Марса — красная. А маленьким мальчикам, соответственно, розовая. Женщинам же идет цвет богини любви Венеры — синий. А девочкам — голубой»

Миф № 2: «У женщин есть гормон, который отвечает за мультизадачность и креативность»

— Читал я статью о том, как эстроген и дофамин влияют на женскую карьеру. Дескать, для женщин это гормоны многозадачности, которые обостряют память и внимание, позволяют делать несколько дел одновременно: печатать на компьютере, разговаривать по телефону и думать о том, в какой цвет покрасить волосы.

А тестостерон будто бы зацикливает мужской мозг на решении только одной важной проблемы.

Извините, а почему же тогда столько мужчин-авиадиспетчеров? Какая профессия, если не эта, требует мультизадачности, внимательности и хорошей памяти.

Я нашел научную публикацию по этой теме в журнале Psychological science.

Ученые выяснили, как влияют женские половые гормоны на многозадачность.

Оказалось, что когда у женщины в организме больше всего эстрогена, его пик приходится на период овуляции, ее мозг справляется с многозадачностью хуже мужского. Опять же: различия небольшие — это не значит, что во время овуляции все женщины работают хуже, чем произвольно взятый мужчина.

А в 2017 году исследователи проделали примерно ту же работу и вообще не обнаружили никакой связи между гормонами и мультизадачностью.

Миф № 3: «Женщины глупее, потому что среди них реже встречаются гении»

— Этот миф можно встретить как в научно-популярной литературе, так и в пабликах в социальных сетях. Обосновывают этот тезис тем, что женский мозг менее изменчив, чем мужской, поэтому среди женщин меньше людей и психическими отклонениями, и с гениальностью.

Читал русскоязычную статью, автор которой ссылался на исследователей университета Вашингтона: «Ученые доказали, что мужчины умнее женщин». Я очень долго искал оригинал публикации.

И вот что оказалось: испытуемых садили перед экраном, где показывали черно-белый узор. В тот момент, когда узор начинал двигаться, нужно было быстро нажать на кнопку. Мужчины это действительно делают немного быстрее. Говорит ли это о том, что мужчины умнее?

Более того, авторы отмечают, что люди с расстройствами аутического спектра еще быстрее справляются с заданием. Объяснения этому явлению пока нет.

Если говорить о том, почему женщин-гениев меньше, чем мужчин, то давайте вспомним Линду Нохлин. Она написала статью «Почему не было великих художниц?» Если в двух словах, то в Средневековой Европе женщинам было запрещено рисовать обнаженные натуры. А это было неотъемлемой частью обучения академической живописи. Получается, женщины не могли получить необходимое образование.

В ХХ веке работала физик и радиохимик Лиза Мейтнер. Она проводила исследования в области ядерной физики, ядерной химии и радиохимии. После определенных заслуг ей позволили работать в институте — правда, выделили коморку с отдельным входом. Руководство относилось к женщинам предвзято, поэтому ни на какую помощь рассчитывать она не могла.

Когда я учился на физическом факультете, то был уверен, что сейчас-то условия для мужчин и женщин равны. Однако был преподаватель, который принципиально не ставил зачет всем девушкам в группе. Открытым текстом говорил: «Девушкам физика не нужна!» И у девушек было два варианта: искать возможность сдать предмет другому преподавателю или отчислиться.

Миф 4: «Женщины более эмоциональны»

— Вспомните спортивных фанатов. Можно ли сказать, что их не захватывают эмоции?

И мужчины, и женщины проявляют эмоции. Вопрос лишь в том, какие эмоции являются социально одобряемыми. Считается вполне естественным, если женщина, обидевшись, заплачет, а мужчина в этой же ситуации стукнет кулаком по столу.

«И мужчины, и женщины проявляют эмоции. Вопрос лишь в том, какие эмоции являются социально одобряемыми»

А о том, как правильно проявлять эмоции, «подобающие» твоему полу, нам рассказывают с детства. Классика же: «Мальчики не плачут».

Миф 5: «Женщины хуже ориентируются в пространстве»

— Да, есть работы, которые подтверждают: в среднем женщины немного хуже мужчин ориентируются, но глобального разрыва между результатами нет.

Как-то я увидел заголовок: «Слабая сторона большинства женщин — ориентация в пространстве». Автор текста утверждал, что некие ученые Азии провели исследования в лабиринте и выяснили: сумели найти дорогу 92% мужчин и лишь 8% женщин.

Я потратил час на то, чтобы выяснить, кто же такие эти ученые из Азии. Перерыл кучу научных статей. В итоге все же обнаружил один текст, который подходил под описание в хорошем научном журнале.

Ученые создали некий виртуальный лабиринт, кто любит играть в компьютерные игры, примерно представляет, о чем речь. В первом случае в нем не было никаких ориентиров, просто голые стены. Во втором имелись какие-то пометки.

Действительно, в лабиринте с голыми стенами мужчины находили выход быстрее, чем женщины. В лабиринте с указателями разница между средним временем мужчин и женщин была минимальна. При этом 92% и 8% не упоминались вообще — откуда взял эти проценты автор русскоязычного текста не понятно.

Вспомните реальный город. Сможете ли вы найти место, где не будет вообще никаких опознавательных знаков?

Миф 6: «Мозг женщин слабее мозга мужчин»

— Я наткнулся на текст с заголовком: «Ученые доказали, что мозг женщин слабее мозга мужчин». Как думаете, по какому критерию? Суть заметки сводилась следующему: если женщина во время игры в футбол получит удар мячом по голове, то последствия для ее мозга будут тяжелее, чем для мужского мозга в аналогичной ситуации. Используя эту логику, смело можно утверждать: мозг мотоциклистов намного сильнее мозга пешеходов — голову ведь защищает шлем. А мозг водителя «Белаза», который едет по той же дороге, вообще бьет все рекорды.

Урон, который получает мозг при травме, — это не то, про что стоит говорить в контексте интеллектуальных способностей.

Потом я нашел эту же новость в другом издании. Там журналисты сделали более честный заголовок: «Ученые доказали, что мяч опаснее для женского мозга, чем для мужского».

Миф 7: «Женский мозг не приспособлен водить машину»

— Встречаются высказывания о том, что у мужчин есть чуть ли не отдельный ген, который отвечает за навык хорошо водить машину.

Но давайте рассуждать логически: мы как биологический вид существуем несколько десятков тысяч лет. И что, как только с территории современной Беларуси сошел ледник, первые люди пришли на освободившееся место и мужчины сразу же начали водить автомобиль?

Машину изобрели только в XIX веке — для эволюции 200 лет ничего не значат. Вы ведь еще помните время, когда не было смартфонов? А сейчас они есть практически у каждого. Однако имеет ли смысл искать особый ген, который отвечает за желание лайкать фото в социальных сетях? Наличие смартфона в кармане — вещь абсолютно не биологическая, а привычка листать ленту новостей культурно обусловлена.

Миф 8: «Женщины — существа эгоистичные и хитрые»

— Олег Новоселов написал книгу «Женщина. Учебник для мужчины». Автор позиционирует себя в качестве специалиста по этологии человека. Правда к этологии он никакого отношения не имеет. Олег Новоселов закончил физический факультет Уральского университета. Потом занимался бизнесом: продавал мед и контрольно-измерительные приборы. Никакой научной работы он не вел.

И вот что он пишет: «Биологическая и социальная функция женщины — во что бы то ни стало выжить самой и по возможности сохранить потомство, хоть как-то его обучив».

Если это порог женщин, можно только гадать, какой беспредел среди мужчин творится.

Конечно, зачем мужчине выживать? «Сложно, не хочу! Я не хочу выживать, я мужик! Хочу мамонта и фыр-фыр-фыр». А потомство тем более без надобности мужчине.

Продолжаю цитировать автора: «Для максимальной выживаемости потомства женщинам, разумеется, были нужны совершенно иные качества, чем мужчинам для охоты и обороны: максимальная приспособляемость к условиям жизни и способность всячески избегать опасностей. То есть эгоизм, эгоцентризм, хитрость, изворотливость, консерватизм и трусость».

Смех смехом, но вокруг сообществ, которые эту книжку продвигают, сложилась довольно неприятная субкультура, оправдывающая насилие над женщинами, поведение «ушел от жены с ребенком — алименты платить не надо».

«Смех смехом, но вокруг сообществ, которые эту книжку продвигают, сложилась довольно неприятная субкультура»

Миф 9: «Желание женщин носить каблуки обусловлено биологически»

— Тот же Новоселов развивает теорию о том, почему женщины носят каблуки. По его мнению, женщины подсознательно стремятся удлинить ноги, потому что в мозге наших далеких предков было записано: когда у обезьяны изменяются пропорции нижних конечностей по отношению к телу, она готова к размножению.

И чем раньше самец заметит созревшую самку, тем больше у него шансов перенести свой геном в следующее поколение.

Я полез смотреть, как изменяются пропорции человека. Так вот: пропорции нижних конечностей перестают изменяться и у мужчин, и у женщин, после 6 лет.

У шестилетнего ребенка уже примерно такие же пропорции тела, как у взрослого человека: от 2 до 6 лет человек изменяется больше, чем от 6 до 12 или от 12 до 25.

Вам не кажется, что теория начинает педофилией попахивать?

Но вернемся к каблукам. Обувь на каблуках начали носить в XVI веке мужчины. Она была предназначена для верховой езды. Хотя такая обувь в ту пору сродни современному спорткару: непрактично, дорого, но куча понтов.

Атрибутом женской обуви каблук стал намного позже.

В древнем египетском обществе и во многих других обуви на каблуках не было.

Если бы это была биологическая закономерность, мы бы видели во всех обществах примерно одно и то же.

«Пропорции нижних конечностей перестают изменяться и у мужчин, и у женщин, после 6 лет»

Как понять, что текст — псевдонаучный?

— Первый признак: текст начинается с тезиса о том, что современная наука ангажирована*. Ни разу не видел, чтобы после этого последовало что-то разумное.

Обычно начинается что-то вроде: «Американцы не высаживались на Луне» или «Все языки произошли от…», тут надо вставить язык той страны, откуда автор текста».

Второй признак: автор пытается убедить в неполноценности того или иного пола, и тем более той или иной расы.

Третий признак: текст основывается на стереотипах, а автор стремится доказать, что они обусловлены биологически.


*Ангажирована — оплачена. Компания, которая оплачивает исследования, получает нужные данные.

VELVET